Программа Обучения СПО
СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ СПО
Знания и навыки,
необходимые для работы в детском оздоровительном лагере (ДОЛ)
в составе студенческого педагогического отряда
1. Законодательные основы деятельности детских оздоровительных лагерей. Должностные инструкции вожатых и воспитателей (права, обязанности, ответственность).
Конституция РФ. Конвенция ООН о правах ребенка. Трудовой кодекс РФ.
Положение о детском оздоровительном лагере.
Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях и оплаты их труда.
Особенности заключения срочных трудовых договоров. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ.
Правила внутреннего трудового распорядка детского оздоровительного лагеря.
Права и обязанности вожатого и воспитателя. Ответственность.
2. Медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования оздоровительных учреждений. Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях.
Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительных лагерях. Техника пожарной безопасности. ТБ при выходе за территорию лагеря (туристические походы, экскурсии). ТБ при проведении купания, при проведении массовых мероприятий, спортивных игр. Санитарно-гигиенические нормы.
Оказание первой медицинской помощи:
при ожогах
при тепловых ударах
при травмах
при попадании воды в легкие
при угаре
при электрическом ударе
при астматическом и эпилептическом приступах
3. Особенности работы с детьми различных возрастных категорий (младший, средний, старший возраст) в условиях ДОЛ. Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (физические и психические).
Младшее школьное детство (7-11 лет)
Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Педагогическая запущенность, ее виды. Формирование первоначальных детских убеждений. Создание ситуаций успеха. Принцип сотрудничества в работе с младшими школьниками. Особенности работы с детьми младшего возраста в условиях автономии от их привычного окружения, когда нет рядом родных и близких.
Подростковое детство (11-15 лет)
Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Акселерация. Потребности подростков. Способы консуммации. Создание ситуаций успеха. Суицидальное поведение подростков, его причины. Предупреждение вредных привычек: курение, алкоголизм, наркомания. Работа с детьми в условиях автономии от привычного окружения. Использование принципов партнерства и сотрудничества.
Старшее детство (15-18 лет)
Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Стремление личности к автономизации. Профориентация. Стремление к самоактуализации у старшеклассников.
Характеристика детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. Особенности работы с детьми:
с нарушением зрения;
с нарушением слуха;
с нарушением интеллекта;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушением деятельности опорно-двигательного аппарата.
4. Коллектив. Стадии развития коллектива. Педагогика временных детских коллективов. Особенности работы с разновозрастным коллективом.
Понятие коллектива. Стадии развития коллектива (по А.Н.Лутошкину): «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Технология создания коллектива с учетом возрастных особенностей детей. Особенности работы с однополым детским коллективом. Особенности работы с разновозрастным коллективом.
5. Психология малых групп.
Игры и тренинги на знакомство, на сплочение коллектива. Структура группы (игры и тренинги на выявление лидеров, на создание команды). Особенности работы с лидерами и низкостатусными членами группы.
6. Конфликтология.
Кризисы в развитии коллектива. Конфликты в группе и их разрешение. Активизация деятельности группы.
Типы основных конфликтов в ДОЛ:
- вожатый-администрация
- вожатый-родитель
- вожатый-вожатый
- вожатый-ребенок
- ребенок-ребенок
7. Психологическая стрессоустойчивость. Поведение в экстремальных ситуациях.
Понятие стресса. Причины стресса в ДОЛ. Виды стрессовых ситуаций в ДОЛ. Эффективные способы выхода из стрессовых состояний. Повышение уровня стрессоустойчивости. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
8. Программирование летней лагерной смены. Планирование деятельности.
Методика разработки программы летней лагерной смены. Методика планирования работы. Виды планов. Перспективный план. Отрядное планирование.
9. Логика смены. Основные периоды. Особенности работы в нестандартные дни.
Логика развития летней лагерной смены. Как организовать регистрацию. Поездка в автобусе. Знакомство с лагерем. Организационный период. Составление плана смены. Оформление отрядного уголка. Отрядные сборы, отрядное место. Основной период смены. Проведение внутриотрядных конкурсов, познавательных викторин, спортивных эстафет. Тематический день. Что делать с детьми, когда идет дождь. Родительский день. Основные правила организации и проведения экскурсии, похода. Заключительный период смены.
10. Особенности организации общелагерных (дружинных) и отрядных мероприятий.
Типы мероприятий. Методика написания и подготовки сценария дружинного мероприятия. Режиссура мероприятия. Место отрядного мероприятия в лагерной жизни. Особенности проведения отрядных мероприятий.
11. Организация коллективно-творческих дел (КТД).
Понятие КТД. Воспитательные возможности КТД. Планирование КТД (вожатское и коллективное). Подготовка, проведение и анализ КТД. Роль вожатого в подготовке, проведении и анализе КТД. Примеры КТД в разные периоды смены.
12. Игровые технологии-1.
Игра как педагогическое средство. Сущность и структура игры. Специфика игр детей разного возраста. Классификация игр: игры на знакомство, игры на сплочение коллектива, игры на выявление лидера, игры в автобусе, дидактические, ролевые, подвижные и.т.д. Игры, используемые во временном коллективе.
13. Игровые технологии-2.
Руководство игрой. Этапы проведения игры: подготовка к проведению, организация играющих, выход из игры. Создание игрового банка.
14. Традиции летнего лагеря.
Считалки, кричалки, отрядные песни, формы проведения вечерних «свечек», походы, костры и так далее.
Все бойцы СПО проходят обучение согласно учебно-методического плана, составленного Штабом ОСПО «Пламенный». По окончании обучения проходит аттестация и выдается сертификат, подтверждающий прохождение данной программы.